Во многих культурах Новый год празднуется без Деда Мороза, да и у древних славян его не было. А тот Дед Мороз, к образу которого мы сейчас привыкли, появился не так давно. И кто-то может даже сказать, что вот мол, просто взяли Санта – Клауса, да и наделили его нашими славянскими чертами характера и такой же широтой души. Да, у них есть общие прообразы, но все не так просто. На самом деле корни происхождения нашего Дедушки Мороза уходят в глубокую древность. Его образ складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.
Кто же был прообразом Деда Мороза?
Версия первая
Самый древний прообраз Деда Мороза, как считает большинство исследователей славянской культуры и мифологии, это так называемый Дед, защитник и символический глава рода, уходящий своими корнями к началу времен. Раньше Дедом никогда не называли реального родственника - он звался дядко или дедко, а величественное слово «Дед» обозначало именно божественного предка и несло сакральный смысл.
До появления христианства на Руси, люди верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде.
Соответственно, существовала определенная обрядовая система, один из элементов которой – одаривание духов предков на Новый Год, известное нам как Колядование. Ряженые представляли духов умерших, надевали маски и одежду навыворот, таким образом открывая связь с потусторонним миром. В каждом доме хозяева угощали ряженых, как бы благодаря этим предков за их заботу о живущих и «задабривая» их заранее. В веселой компании колядующих всегда имелся «старшой» – Дед. Дед не мог разговаривать и олицетворял самого древнего и грозного духа.
Версия вторая.
Согласно другой версии (но тесно переплетенной с первой) «прапрадедом» современного Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Дед Мороз сковывает льдом водоемы, покрывает снегами леса и поля, украшает снегом и инеем ветви деревьев. Его богатство: серебро, алмазы, жемчуг – все, что связано в традиционных представлениях с чистотой, холодом, лунным светом, слезами и магией.
Изначально Деда Мороза называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой. Дед Трескун славился своей своенравностью и злобой. Частенько он вымораживал урожаи и водил заплутавших путников кругами, пока они не замерзали насмерть. Обитал тот злобный Дед Мороз в ледяной избушке в потустороннем мире, куда можно было попасть, лишь пройдя через колодец.
В русских сказках Дед Мороз тоже строгий дух зимы, но справедливый. Вспомните, к примеру, сказку "Морозко". Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.
Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли с временем зимнего солнцестояния или с январем. Холоден и студен январь – царь морозов, корень зимы, ее государь. И когда по Указу Петра 1 начало года стали праздновать 1 января (а прежде - в марте), тогда на сцену и вышел Дед Мороз, как хозяин зимы и холода, и, одновременно, посредник между прошлым и будущим, между нашим миром и миром духов. Вот почему от нашего Деда Мороза не только холодом веет, но и чем-то потусторонним, волшебным. Он не человек, а существо, дух. Он – корень.
Дед Мороз – покровитель детей
По началу, когда только Дед Мороз стал появляться на Новый год в домах с мешком в одной руке и палкой - другой, он не только подарки дарил, но и тумаки. Но, разумеется, первое хорошим, а второе плохим детям. Шли годы, дед Мороз старел и добрел. Он перестал наказывать, палку стал использовать как опору, и просто стал приносить детям подарки и выполнять сокровенные желания. У него появилась спутница – Снегурочка. Снегурочка как посредница между детьми и Дедом Морозом, делает его добрее и человечнее и помогает старому деду разносить подарки и рассказывать сказки
Дедушка-покровитель детей встречается во многих культурах. Все мы знаем Санта-Клауса, прообразом которого является христианский святой – Николай Чудотворец, живший в IV веке в турецком городе Смирна.
Одна из историй о нем рассказывает, что некий бедный отец семейства не мог найти средств, чтобы прокормить трех своих дочерей, и, отчаявшись, собирался отдать их в чужие руки. Николай решил помочь бедным людям, и ночью засунул мешок с монетами в дымоход. В печке в это время сушилась старая, изношенная обувь сестер (по другой версии - чулки). Утром изумленные девочки достали свои старые башмаки (или чулки), наполненные золотом. Христиане пересказывали эту историю многим поколениям своих детей и внуков, что привело к появлению обычая: дети на ночь ставят свои сапожки за порог и вешают свои чулки у кровати с ожиданием получить утром подарки от Святого Николая. Традиция дарить детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века, постепенно этот обычай переместился на рождественскую ночь.
А покровителем азиатских детишек является Дедушка Турахон, он оставляет подарки в подвешенных для того тюбетейках. В Италии Деда Мороза зовут - Бабо Натале. В Монголии подарки детям достаются от Увлина Увгуна. А в узбекские кишлаки в новогоднюю ночь верхом на осле въезжает «снежный дедушка» - Корбобо в полосатом халате и, конечно, с подарками.
Так что вот такой наш Дед Мороз – владыка мира предков и хозяин зимы, строгий и справедливый, а в представлении современных детей – просто добрый Дедушка Мороз, умеющий угадывать и исполнять желания.
Таинство новогоднего карнавала
А задумывались ли мы о том, почему мы каждый новый год наряжаем своих детей в карнавальные костюмы и сами наряжаемся - перевоплощаемся? Мы переодеваем наших детей в зайчиков, лисичек, снежинок, фей и т.д. Это – свита Деда Мороза, также как ряженые на колядках – свита Деда. Переодевание – это символическое приобщение к волшебной реальности. И изначально, карнавал, как главный праздник начала года, предполагал возвращение в наш мир на эти дни существ потустороннего мира, мира предков.
Но карнавал носит и другую функцию - перевоплощаясь (становясь не самими собой), мы уходим из-под власти времени, где земные законы теряют над нами власть.
Почему Елочка?
Издревле у разных народов сложились свои культы деревьев. Однако все деревья имеют единую символику: они соединяют небо, землю и подземный мир, дают возможность сообщения между ними. Поэтому в мифологическом сознании дерево является центром мира, местом соприкосновения сакрального и обыденного.
А почему именно елка? Вечнозеленые деревья с древнейших времен означают вечную жизнь, бесконечный и бессмертный дух. А ее коническая форма, является мировым архетипом связи земли и человека с небом. Издревле верили, что ель обладает чудесным свойством защищать от ведьм и другой нечисти.
Так, древние германцы в период зимнего солнцестояния специально подвешивали ветви ели к потолку, чтобы очистить свой дом.
Постепенно еловые ветви стали заменяться целым деревом. Его подвешивали за корень к потолку. Такое положение было символично: оно обозначало солнце, освещающее землю, корни же демонстрировали основу, фундамент. Иными словами, земное является отражением небесного. На макушку рождественского дерева водружается Вифлеемская звезда, но эта звезда одновременно символизирует и Полярную звезду над земной осью — мировым деревом.
С наступающим Новым Годом! Желаем Вам счастья!!!